Четыре Благородные Истины

Автор: 
Геше Джампа Тинлей
Год издания: 
2012
Перевод: 
М. Малыгина, Б. Дондоков, А. Морозов
Файл PDF: 
Размер PDF(Mb): 
2

 
Предисловие редактора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .        3
Часть 1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УЧЕНИЕ  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .        5
1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .        7
1.1. Мотивация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .        7
1.2. Польза от слушания учения  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .      11
1.3. Ценность учения Ламрим  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .      14
2. Тренировка ума  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .      18
2.1. Четыре качества сына благородной семьи. . . . . . . . . . . . . . .      19
2.2. Четыре вида плодов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .      29
2.3. Состояние ума создает наш мир  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .      30
3. Краткий обзор практики начального уровня  . . . . . . . . . . . . . . . .      33
3.1. Основа пути – вверение себя Учителю  . . . . . . . . . . . . . . . . . .        –
3.2. Драгоценность человеческой жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .      44
3.3. Непостоянство и смерть  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .      45
3.4. Прибежище . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .      52
3.5. Карма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .      55
Часть 2. ПРАКТИКА СРЕДНЕЙ ЛИЧНОСТИ
Комментарий ко II тому«Ламрим Ченмо» Дже Цонкапы  . . . . . . .      59
1. Определение помысла об освобождении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .      63
1.1. Четыре благородные истины. Метафора Нагарджуны  . . .      64
1.2. Труды сансары. Метафора протекающей крыши  . . . . . . . .      65
1.3. Три уровня передачи учения о четырех благородных
истинах  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .      66
1.4. Порядок объяснения четырех благородных истин  . . . . . . .      74
1.5. Шестнадцать аспектов четырех благородных истин  . . . . .      83
1.6. Определение сансары. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    114
1.7. Признайте благородную истину о страдании
(диагноз сансары)   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    118
1.8. Сравнительный анализ страдания и источника . . . . . . . . . .    125
1.9. Самое важное в практике – понимание ее цели . . . . . . . . . .    127
2. Метод развития драгоценного помысла об освобождении
от сансары, именуемого отречением . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    132
2.1. Благородная истина о страдании. Порочная природа
сансары   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    132
2.1.1. Три вида страдания   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    139
2.1.1.1. Страдание страданий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    139
2.1.1.2. Страдание перемен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    151
2.1.1.3. Всепроникающее страдание  . . . . . . . . . . . . . . .    1562.1.2. Восемь видов страдания  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    161
2.1.2.1. Страдание рождения  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    161
2.1.2.2. Страдание старости  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    165
2.1.2.3. Страдание болезни  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    168
2.1.2.4. Страдание смерти  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    170
2.1.2.5. Страдание от неполучения желаемого  . . . . . .    173
2.1.2.6. Страдание от разлучения с желанным
объектом  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    175
2.1.2.7. Страдание от встречи с неприятными
объектами  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    177
2.1.2.8. Страдание от обладания пятью загрязнен-
ными скандхами. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    180
2.1.3. Шесть видов страдания  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    182
2.1.3.1. Страдание от неопределенности  . . . . . . . . . . .    183
2.1.3.2. Страдание от неудовлетворенности  . . . . . . . .    188
2.1.3.3. Страдание от необходимости вновь и вновь
покидать тело  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    190
2.1.3.4. Страдание от нескончаемых перерождений     192
2.1.3.5. Страдание от нескончаемых взлетов
и падений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    194
2.1.3.6. Страдание от одиночества  . . . . . . . . . . . . . . . . .    194
2.1.4. Страдания в трех высших мирах  . . . . . . . . . . . . . . . . . .    195
2.1.4.1. Страдания людей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    195
2.1.4.2. Страдания асуров  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    196
2.1.4.3. Страдания богов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    196
2.1.5. Советы по аналитической медитации о страданиях 
сансары. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    202
2.1.6. Использование учения о страданиях для трениров-
ки ума. Достоинства страдания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    203
2.1.7. Смысл счастья и страдания  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    205
2.2. Благородная истина об источнике. Способ вращения
в сансаре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    214
2.2.1. Общее представление об источнике страдания. . . . .    214
2.2.2. Способ порождения омрачений, или клеш . . . . . . . . .    219
2.2.2.1. Определение омрачений . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    220
2.2.2.1.1. Привязанность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    222
2.2.2.1.2. Гнев  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    228
2.2.2.1.3. Гордыня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    229
2.2.2.1.4. Неведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    237
2.2.2.1.5. Сомнение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    237
2.2.2.1.6. Воззрение о преходящем собрании  . .    239
2.2.2.1.7. Приверженность к крайнему
воззрению. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    239
2.2.2.1.8. Представление о ложном воззрении
как о высшем  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    2472.2.2.1.9. Представление о неподобающих
моральных правилах как о высших . . . . . . . . . . .    247
2.2.2.1.10. Ложное воззрение  . . . . . . . . . . . . . . . .    247
2.2.2.2. Последовательность порождения омрачений   248
2.2.2.3. Причины порождения омрачений  . . . . . . . . . .    250
2.2.2.4. Пагубность омрачений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    256
2.2.3. Накапливание кармы из-за омрачений. . . . . . . . . . . . .    261
2.2.3.1. Определение кармы  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    261
2.2.3.2. Карма намерения и преднамеренная карма  .    261
2.2.3.3. Загрязненная и незагрязненная карма. . . . . .    263
2.2.3.4. Ввергающая и завершающая карма. . . . . . . . .    267
2.2.3.5. Какая карма с большей вероятностью
проявится в момент смерти  . . . . . . . . . . . . . . . .    268
2.2.3.6. Позитивная и негативная карма . . . . . . . . . . . .    271
2.2.4. Способы накапливания кармы из-за омрачений . . . .    273
2.2.4.1. Накапливание кармы ради приятных
ощущений  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    281
2.2.4.2. Накапливание кармы ради нейтральных
ощущений  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    285
2.2.5. Процесс смерти и перерождения . . . . . . . . . . . . . . . . . .    285
2.2.5.1. Условия смерти  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    285
2.2.5.2. Состояние ума умирающего  . . . . . . . . . . . . . . .    288
2.2.5.3. Откуда и где собирается жизненное тепло  . .    296
2.2.5.4. Переход после смерти в промежуточное
состояние – бардо  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    300
2.2.5.5. Процесс перерождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    307
2.3. Вращение в сансаре посредством двенадцатизвенной
цепи взаимозависимого происхождения  . . . . . . . . . . . . . . . .    311
2.3.1. Источники учения о двенадцатизвенной цепи. . . . . .    312
2.3.2. Колесо бытия: четыре фактора, связанные с враще-
нием в сансаре  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    316
2.3.3. Двенадцатизвенная цепь взаимозависимого проис-
хождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    322
2.3.3.1. Определение звеньев цепи взаимозависимо-
го происхождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    323
2.3.3.1.1. Неведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    323
2.3.3.1.2. Накапливаемая карма. . . . . . . . . . . . . . .    331
2.3.3.1.3. Сознание с отпечатками  . . . . . . . . . . . .    333
2.3.3.1.4. Имя и форма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    342
2.3.3.1.5. Шесть опор чувственного восприятия    344
2.3.3.1.6. Соприкосновение  . . . . . . . . . . . . . . . . . .    344
2.3.3.1.7. Ощущение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    344
2.3.3.1.8. Влечение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    345
2.3.3.1.9. Цепляние. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    3452.3.3.1.10. Существование  . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    347
2.3.3.1.11. Рождение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    348
2.3.3.1.12. Старение и умирание . . . . . . . . . . . . . .    350
2.3.3.2. Группировка звеньев цепи . . . . . . . . . . . . . . . . .    350
2.3.3.2.1. Ввергающая ветвь . . . . . . . . . . . . . . . . . .    350
2.3.3.2.2. Ввергаемая ветвь . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    350
2.3.3.2.3. Осуществляющая ветвь . . . . . . . . . . . . .    351
2.3.3.2.4. Осуществляемая ветвь . . . . . . . . . . . . . .    351
2.3.3.2.5. Страдание и источник страдания  . . . .    352
2.3.3.2.6. Неведение, карма и страдания . . . . . . .    353
2.3.3.3. В течение скольких жизней осуществляется 
полный цикл двенадцатизвенной цепи?. . . . .    357
2.3.3.3.1. Завершение цикла за три жизни  . . . . .    358
2.3.3.3.2. Завершение цикла за две жизни  . . . . .    361
2.3.3.4. Способы медитации на двенадцатизвенную
цепь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    363
2.3.3.4.1. Медитация на двенадцать звеньев
цепи взаимозависимого происхождения в пря-
мом порядке с точки зрения омраченности. . . .    365
2.3.3.4.2. Медитация на двенадцать звеньев це-
пи взаимозависимого происхождения в обрат-
ном порядке с точки зрения омраченности . . . .    365
2.3.3.4.3. Медитация на двенадцать звеньев
цепи взаимозависимого происхождения
в прямом порядке с точки зрения чистоты
(очищения)  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    366
2.3.3.4.4. Медитация на двенадцать звеньев
цепи взаимозависимого происхождения в
обратном порядке с точки зрения чистоты  . . . .    370
2.3.3.4.5. Способ медитации на двенадцатизвен-
ную цепь, предложенный Нагарджуной: «Из
трех возникает два, из двух возникает семь…»     371
2.3.3.4.6. Способ медитации на двенадцатизвен-
ную цепь геше Пучунгвы: с начальным, сред-
ним и высшим уровнями мотивации. . . . . . . . . .    375
2.3.3.5. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    386
2.4. Мера порождения отречения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    390
2.5. Устранение ложных представлений  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    393
2.6. Благородная истина о пресечении  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    395
2.6.1. Определение нирваны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    396
2.6.2. Анализ благородной истины о пресечении . . . . . . . . .    409
2.6.2.1. Классификации нирваны  . . . . . . . . . . . . . . . . . .    409
2.6.2.2. Классификации пресечений  . . . . . . . . . . . . . . .    410
2.6.3. Что значит «чистый ум»?  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    4142.7. Благородная истина о пути  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    417
2.7.1. Краткое объяснение четвертой благородной
истины  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    417
2.7.2. Развитие мудрости на пяти путях . . . . . . . . . . . . . . . . . .    419
2.7.3. Установление пути к освобождению. . . . . . . . . . . . . . .    431
2.7.3.1. Какое положение лучше для избавления от 
сансары. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    431
2.7.3.2. Какой путь нужно культивировать в медита-
ции для освобождения от сансары . . . . . . . . . .    436
2.7.3.2.1. Тренировка нравственности. . . . . . .    436
2.7.3.2.2. Тренировка сосредоточения . . . . . . .    465
2.7.3.2.3. Тренировка мудрости  . . . . . . . . . . . . .    468
2.7.3.2.4. Работа с омрачениями. . . . . . . . . . . . .    471
Часть 3. СОВЕТЫ ПО ФОРМАЛЬНОЙ И НЕФОРМАЛЬНОЙ
ПРАКТИКЕ  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    479
3.1. Комплексный подход к практике  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    481
3.2. Медитация на Ламрим через «Гуру-пуджу»  . . . . . . . . . . . . .    484
3.3. Неформальная практика  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    485
3.4. Критерии чистоты учения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    493
3.5. О системе образования в буддизме  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    500
3.6. Заключение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    503
3.6.1. Природа сансары   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    506
Часть 4. ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    509
Приложение 1. Классификация феноменов  . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    511
Приложение 2. Сравнительный анализ двух объектов  . . . . . . . . .    513