Лоджонг (второе издание)

Автор: 
Геше Джампа Тинлей
Год издания: 
2012
Перевод: 
М. Малыгина, Б. Дондоков, К. Степаненко, Д. Дондоков, Г. Иосифьян
Файл PDF: 
Размер PDF(Mb): 
1
Файл FB2: 
Файл EPUB: 

 
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .        3
Мотивация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .        3
Первый уровень мотивации: забота о благоприятном
перерождении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .        3
Второй уровень мотивации: стремление освободиться
от сансары  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .        9
Третий уровень мотивации: стремление достичь
Пробуждения, чтобы помочь другим . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .      11
Три недостатка сосуда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .      15
Границы ретрита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .      19
Линия преемственности учения лоджонг  . . . . . . . . . . . . . . . . . . .      24
Величие автора текста  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .      27
Величие учения по тренировке ума. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .      32
Комментарий к тексту геше Чекавы
«Семь смыслов тренировки ума» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .      37
Поклонение Великому Состраданию  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .      37
Семь смыслов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .      44
Первый смысл: освоение предварительных практик. . . . . . . . .      45
1.1. Средний уровень практики   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .      46
1.2. Начальный уровень практики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .      59
Второй смысл: порождение двух видов бодхичитты  . . . . . . . . .      79
2.1. Источники учений о бодхичитте  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .      79
2.2. Абсолютная и относительная бодхичитта: порядок их 
порождения  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .      82
2.3. Преимущества порождения бодхичитты  . . . . . . . . . . . .      87
2.4. Два метода порождения относительной бодхичитты         91
2.4.1. Метод семи пунктов причинно-следственной 
взаимосвязи   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .      92
2.4.2. Метод обмена себя на других . . . . . . . . . . . . . . . . . .    109
2.4.2.1. Уравнивание себя с другими . . . . . . . . . . . .    112
2.4.2.2. Порочность себялюбия . . . . . . . . . . . . . . . . .    140
2.4.2.3. Преимущества ума, который заботится
о других  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    162
2.4.2.4. Обмен себя на других  . . . . . . . . . . . . . . . . . .    179
2.4.2.5. Тонглен  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    189
2.5. Абсолютная бодхичитта  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    205
Третий смысл: преобразование неблагоприятных условий
в духовный путь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    217
Опасность утратить интерес к Дхарме  . . . . . . . . . . . . . . . . . .    217
3.1. Превращение неблагоприятных условий в духовный
путь через умственный настрой. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    2223.1.1. Преобразование посредством умственного
настроя относительной бодхичитты   . . . . . . . . . . .    222
3.1.1.1. Неблагоприятные обстоятельства  . . . . . . .    222
3.1.1.2. Позитивные стороны страдания . . . . . . . . .    237
3.1.1.3. Бдительность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    244
3.1.2. Преобразование неблагоприятных условий
в духовный путь с помощью мудрости, абсолют-
ной бодхичитты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    247
3.2. Преобразование неблагоприятных условий в духов-
ный путь через четыре подготовки  . . . . . . . . . . . . . . . . . .    252
3.2.1. Накопление заслуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    253
3.2.2. Очищение негативной кармы. . . . . . . . . . . . . . . . . .    256
3.2.3. Подношение торма вредоносным духам . . . . . . . .    258
3.2.4. Подношение торма защитникам Дхармы . . . . . . .    265
Четвертый смысл: объединение всей практики в одной
жизни  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    267
4.1. Практика пяти сил  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    267
4.1.1. Сила намерения  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    268
4.1.2. Сила белых зерен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    277
4.1.3. Сила умиротворения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    278
4.1.4. Сила привыкания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    281
4.1.5. Сила молитвы  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    286
4.2. Практика пяти сил в момент смерти. . . . . . . . . . . . . . . . .    292
4.2.1. Сила белых зерен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    296
4.2.2. Сила намерения  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    297
4.2.3. Сила умиротворения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    299
4.2.4. Сила молитвы  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    299
4.2.5. Сила привыкания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    300
Пятый смысл: критерии тренированности ума  . . . . . . . . . . . . . .    302
5.1. Критерии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    302
5.1.1. Все учения предназначены для одной цели  . . . . .    302
5.1.2. «Два свидетеля»  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    303
5.1.3. Постоянно поддерживай радостный настрой
ума. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    305
5.1.4. Способность удержаться даже при отвлечении      311
5.1.5. Ум отвратился  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    312
5.2. Пять великих признаков   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    314
5.2.1. Великий аскет  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    314
5.2.2. Великое существо. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    315
5.2.3. Великий практик добродетели . . . . . . . . . . . . . . . . .    317
5.2.4. Великий блюститель порядка . . . . . . . . . . . . . . . . . .    321
5.2.5. Великий йогин. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    322Шестой смысл: восемнадцать обетов тренировки ума  . . . . . . .    322
Тренируйтесь в трех основных положениях   . . . . . . . . . . . . . .    322
6.1. Не поступайте вопреки тренировке ума  . . . . . . . . . . . . .    322
6.2. Не срубайте деревья, в которых обитают духи  . . . . . . .    323
6.3. Ваш лоджонг не должен быть предвзятым  . . . . . . . . . . .    324
6.4. Измените свое мышление, но сохраняйте внешний
вид прежним. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    324
6.5. Не говорите о несовершенствах других  . . . . . . . . . . . . .    327
6.6. Не вмешивайтесь в чужие дела  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    328
6.7. Направляйте усилия прежде всего на борьбу со своей 
основной негативной эмоцией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    328
6.8. Откажитесь от любого ожидания награды . . . . . . . . . . .    328
6.9. Избегайте ядовитой пищи  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    329
6.10. Не будьте лояльны или упорны там, где это
неуместно . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    329
6.11. Не злословьте. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    329
6.12. Не устраивайте засаду  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    330
6.13. Не бейте по слабому месту  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    330
6.14. Не перекладывайте лошадиную ношу на пони  . . . . . .    331
6.15. Не оскорбляйте практику  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    331
6.16. Не пытайтесь обогнать всех на гонках. . . . . . . . . . . . . .    332
6.17. Не превращайте богов в демонов  . . . . . . . . . . . . . . . . . .    332
6.18. Не считайте несчастье других средством к достиже-
нию собственного счастья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    333
Заключение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    334
Советы по практике лоджонг в повседневной жизни  . . . . . . . .    339
Приложения  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    360
Пророчество о приходе Будды Майтреи  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    360
Вопросы и ответы  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    363
Молитвенное чувство ума и сердца, изреченное словами
просьбы  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    376