Четыре Благородные Истины
Предисловие редактора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Часть 1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.1. Мотивация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.2. Польза от слушания учения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.3. Ценность учения Ламрим . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2. Тренировка ума . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.1. Четыре качества сына благородной семьи. . . . . . . . . . . . . . . 19
2.2. Четыре вида плодов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.3. Состояние ума создает наш мир . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
3. Краткий обзор практики начального уровня . . . . . . . . . . . . . . . . 33
3.1. Основа пути – вверение себя Учителю . . . . . . . . . . . . . . . . . . –
3.2. Драгоценность человеческой жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
3.3. Непостоянство и смерть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
3.4. Прибежище . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
3.5. Карма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Часть 2. ПРАКТИКА СРЕДНЕЙ ЛИЧНОСТИ
Комментарий ко II тому«Ламрим Ченмо» Дже Цонкапы . . . . . . . 59
1. Определение помысла об освобождении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
1.1. Четыре благородные истины. Метафора Нагарджуны . . . 64
1.2. Труды сансары. Метафора протекающей крыши . . . . . . . . 65
1.3. Три уровня передачи учения о четырех благородных
истинах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
1.4. Порядок объяснения четырех благородных истин . . . . . . . 74
1.5. Шестнадцать аспектов четырех благородных истин . . . . . 83
1.6. Определение сансары. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
1.7. Признайте благородную истину о страдании
(диагноз сансары) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
1.8. Сравнительный анализ страдания и источника . . . . . . . . . . 125
1.9. Самое важное в практике – понимание ее цели . . . . . . . . . . 127
2. Метод развития драгоценного помысла об освобождении
от сансары, именуемого отречением . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
2.1. Благородная истина о страдании. Порочная природа
сансары . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
2.1.1. Три вида страдания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
2.1.1.1. Страдание страданий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
2.1.1.2. Страдание перемен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
2.1.1.3. Всепроникающее страдание . . . . . . . . . . . . . . . 1562.1.2. Восемь видов страдания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
2.1.2.1. Страдание рождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
2.1.2.2. Страдание старости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
2.1.2.3. Страдание болезни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
2.1.2.4. Страдание смерти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
2.1.2.5. Страдание от неполучения желаемого . . . . . . 173
2.1.2.6. Страдание от разлучения с желанным
объектом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
2.1.2.7. Страдание от встречи с неприятными
объектами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
2.1.2.8. Страдание от обладания пятью загрязнен-
ными скандхами. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
2.1.3. Шесть видов страдания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
2.1.3.1. Страдание от неопределенности . . . . . . . . . . . 183
2.1.3.2. Страдание от неудовлетворенности . . . . . . . . 188
2.1.3.3. Страдание от необходимости вновь и вновь
покидать тело . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
2.1.3.4. Страдание от нескончаемых перерождений 192
2.1.3.5. Страдание от нескончаемых взлетов
и падений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
2.1.3.6. Страдание от одиночества . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
2.1.4. Страдания в трех высших мирах . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
2.1.4.1. Страдания людей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
2.1.4.2. Страдания асуров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
2.1.4.3. Страдания богов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
2.1.5. Советы по аналитической медитации о страданиях
сансары. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
2.1.6. Использование учения о страданиях для трениров-
ки ума. Достоинства страдания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
2.1.7. Смысл счастья и страдания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
2.2. Благородная истина об источнике. Способ вращения
в сансаре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
2.2.1. Общее представление об источнике страдания. . . . . 214
2.2.2. Способ порождения омрачений, или клеш . . . . . . . . . 219
2.2.2.1. Определение омрачений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
2.2.2.1.1. Привязанность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
2.2.2.1.2. Гнев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228
2.2.2.1.3. Гордыня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229
2.2.2.1.4. Неведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237
2.2.2.1.5. Сомнение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237
2.2.2.1.6. Воззрение о преходящем собрании . . 239
2.2.2.1.7. Приверженность к крайнему
воззрению. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
2.2.2.1.8. Представление о ложном воззрении
как о высшем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2472.2.2.1.9. Представление о неподобающих
моральных правилах как о высших . . . . . . . . . . . 247
2.2.2.1.10. Ложное воззрение . . . . . . . . . . . . . . . . 247
2.2.2.2. Последовательность порождения омрачений 248
2.2.2.3. Причины порождения омрачений . . . . . . . . . . 250
2.2.2.4. Пагубность омрачений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256
2.2.3. Накапливание кармы из-за омрачений. . . . . . . . . . . . . 261
2.2.3.1. Определение кармы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261
2.2.3.2. Карма намерения и преднамеренная карма . 261
2.2.3.3. Загрязненная и незагрязненная карма. . . . . . 263
2.2.3.4. Ввергающая и завершающая карма. . . . . . . . . 267
2.2.3.5. Какая карма с большей вероятностью
проявится в момент смерти . . . . . . . . . . . . . . . . 268
2.2.3.6. Позитивная и негативная карма . . . . . . . . . . . . 271
2.2.4. Способы накапливания кармы из-за омрачений . . . . 273
2.2.4.1. Накапливание кармы ради приятных
ощущений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 281
2.2.4.2. Накапливание кармы ради нейтральных
ощущений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285
2.2.5. Процесс смерти и перерождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285
2.2.5.1. Условия смерти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285
2.2.5.2. Состояние ума умирающего . . . . . . . . . . . . . . . 288
2.2.5.3. Откуда и где собирается жизненное тепло . . 296
2.2.5.4. Переход после смерти в промежуточное
состояние – бардо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300
2.2.5.5. Процесс перерождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307
2.3. Вращение в сансаре посредством двенадцатизвенной
цепи взаимозависимого происхождения . . . . . . . . . . . . . . . . 311
2.3.1. Источники учения о двенадцатизвенной цепи. . . . . . 312
2.3.2. Колесо бытия: четыре фактора, связанные с враще-
нием в сансаре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316
2.3.3. Двенадцатизвенная цепь взаимозависимого проис-
хождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322
2.3.3.1. Определение звеньев цепи взаимозависимо-
го происхождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 323
2.3.3.1.1. Неведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 323
2.3.3.1.2. Накапливаемая карма. . . . . . . . . . . . . . . 331
2.3.3.1.3. Сознание с отпечатками . . . . . . . . . . . . 333
2.3.3.1.4. Имя и форма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 342
2.3.3.1.5. Шесть опор чувственного восприятия 344
2.3.3.1.6. Соприкосновение . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344
2.3.3.1.7. Ощущение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344
2.3.3.1.8. Влечение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 345
2.3.3.1.9. Цепляние. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3452.3.3.1.10. Существование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 347
2.3.3.1.11. Рождение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 348
2.3.3.1.12. Старение и умирание . . . . . . . . . . . . . . 350
2.3.3.2. Группировка звеньев цепи . . . . . . . . . . . . . . . . . 350
2.3.3.2.1. Ввергающая ветвь . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350
2.3.3.2.2. Ввергаемая ветвь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350
2.3.3.2.3. Осуществляющая ветвь . . . . . . . . . . . . . 351
2.3.3.2.4. Осуществляемая ветвь . . . . . . . . . . . . . . 351
2.3.3.2.5. Страдание и источник страдания . . . . 352
2.3.3.2.6. Неведение, карма и страдания . . . . . . . 353
2.3.3.3. В течение скольких жизней осуществляется
полный цикл двенадцатизвенной цепи?. . . . . 357
2.3.3.3.1. Завершение цикла за три жизни . . . . . 358
2.3.3.3.2. Завершение цикла за две жизни . . . . . 361
2.3.3.4. Способы медитации на двенадцатизвенную
цепь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363
2.3.3.4.1. Медитация на двенадцать звеньев
цепи взаимозависимого происхождения в пря-
мом порядке с точки зрения омраченности. . . . 365
2.3.3.4.2. Медитация на двенадцать звеньев це-
пи взаимозависимого происхождения в обрат-
ном порядке с точки зрения омраченности . . . . 365
2.3.3.4.3. Медитация на двенадцать звеньев
цепи взаимозависимого происхождения
в прямом порядке с точки зрения чистоты
(очищения) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 366
2.3.3.4.4. Медитация на двенадцать звеньев
цепи взаимозависимого происхождения в
обратном порядке с точки зрения чистоты . . . . 370
2.3.3.4.5. Способ медитации на двенадцатизвен-
ную цепь, предложенный Нагарджуной: «Из
трех возникает два, из двух возникает семь…» 371
2.3.3.4.6. Способ медитации на двенадцатизвен-
ную цепь геше Пучунгвы: с начальным, сред-
ним и высшим уровнями мотивации. . . . . . . . . . 375
2.3.3.5. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 386
2.4. Мера порождения отречения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 390
2.5. Устранение ложных представлений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 393
2.6. Благородная истина о пресечении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 395
2.6.1. Определение нирваны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 396
2.6.2. Анализ благородной истины о пресечении . . . . . . . . . 409
2.6.2.1. Классификации нирваны . . . . . . . . . . . . . . . . . . 409
2.6.2.2. Классификации пресечений . . . . . . . . . . . . . . . 410
2.6.3. Что значит «чистый ум»? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4142.7. Благородная истина о пути . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 417
2.7.1. Краткое объяснение четвертой благородной
истины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 417
2.7.2. Развитие мудрости на пяти путях . . . . . . . . . . . . . . . . . . 419
2.7.3. Установление пути к освобождению. . . . . . . . . . . . . . . 431
2.7.3.1. Какое положение лучше для избавления от
сансары. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 431
2.7.3.2. Какой путь нужно культивировать в медита-
ции для освобождения от сансары . . . . . . . . . . 436
2.7.3.2.1. Тренировка нравственности. . . . . . . 436
2.7.3.2.2. Тренировка сосредоточения . . . . . . . 465
2.7.3.2.3. Тренировка мудрости . . . . . . . . . . . . . 468
2.7.3.2.4. Работа с омрачениями. . . . . . . . . . . . . 471
Часть 3. СОВЕТЫ ПО ФОРМАЛЬНОЙ И НЕФОРМАЛЬНОЙ
ПРАКТИКЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 479
3.1. Комплексный подход к практике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 481
3.2. Медитация на Ламрим через «Гуру-пуджу» . . . . . . . . . . . . . 484
3.3. Неформальная практика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 485
3.4. Критерии чистоты учения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 493
3.5. О системе образования в буддизме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 500
3.6. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 503
3.6.1. Природа сансары . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 506
Часть 4. ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 509
Приложение 1. Классификация феноменов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 511
Приложение 2. Сравнительный анализ двух объектов . . . . . . . . . 513