Лоджонг (второе издание)
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Мотивация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Первый уровень мотивации: забота о благоприятном
перерождении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Второй уровень мотивации: стремление освободиться
от сансары . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Третий уровень мотивации: стремление достичь
Пробуждения, чтобы помочь другим . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Три недостатка сосуда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Границы ретрита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Линия преемственности учения лоджонг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Величие автора текста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Величие учения по тренировке ума. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Комментарий к тексту геше Чекавы
«Семь смыслов тренировки ума» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Поклонение Великому Состраданию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Семь смыслов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
Первый смысл: освоение предварительных практик. . . . . . . . . 45
1.1. Средний уровень практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
1.2. Начальный уровень практики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Второй смысл: порождение двух видов бодхичитты . . . . . . . . . 79
2.1. Источники учений о бодхичитте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
2.2. Абсолютная и относительная бодхичитта: порядок их
порождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
2.3. Преимущества порождения бодхичитты . . . . . . . . . . . . 87
2.4. Два метода порождения относительной бодхичитты 91
2.4.1. Метод семи пунктов причинно-следственной
взаимосвязи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
2.4.2. Метод обмена себя на других . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
2.4.2.1. Уравнивание себя с другими . . . . . . . . . . . . 112
2.4.2.2. Порочность себялюбия . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
2.4.2.3. Преимущества ума, который заботится
о других . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
2.4.2.4. Обмен себя на других . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
2.4.2.5. Тонглен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
2.5. Абсолютная бодхичитта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
Третий смысл: преобразование неблагоприятных условий
в духовный путь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
Опасность утратить интерес к Дхарме . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
3.1. Превращение неблагоприятных условий в духовный
путь через умственный настрой. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2223.1.1. Преобразование посредством умственного
настроя относительной бодхичитты . . . . . . . . . . . 222
3.1.1.1. Неблагоприятные обстоятельства . . . . . . . 222
3.1.1.2. Позитивные стороны страдания . . . . . . . . . 237
3.1.1.3. Бдительность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244
3.1.2. Преобразование неблагоприятных условий
в духовный путь с помощью мудрости, абсолют-
ной бодхичитты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247
3.2. Преобразование неблагоприятных условий в духов-
ный путь через четыре подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252
3.2.1. Накопление заслуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253
3.2.2. Очищение негативной кармы. . . . . . . . . . . . . . . . . . 256
3.2.3. Подношение торма вредоносным духам . . . . . . . . 258
3.2.4. Подношение торма защитникам Дхармы . . . . . . . 265
Четвертый смысл: объединение всей практики в одной
жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
4.1. Практика пяти сил . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
4.1.1. Сила намерения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268
4.1.2. Сила белых зерен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277
4.1.3. Сила умиротворения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278
4.1.4. Сила привыкания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 281
4.1.5. Сила молитвы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286
4.2. Практика пяти сил в момент смерти. . . . . . . . . . . . . . . . . 292
4.2.1. Сила белых зерен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296
4.2.2. Сила намерения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297
4.2.3. Сила умиротворения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299
4.2.4. Сила молитвы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299
4.2.5. Сила привыкания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300
Пятый смысл: критерии тренированности ума . . . . . . . . . . . . . . 302
5.1. Критерии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 302
5.1.1. Все учения предназначены для одной цели . . . . . 302
5.1.2. «Два свидетеля» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303
5.1.3. Постоянно поддерживай радостный настрой
ума. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 305
5.1.4. Способность удержаться даже при отвлечении 311
5.1.5. Ум отвратился . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312
5.2. Пять великих признаков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314
5.2.1. Великий аскет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314
5.2.2. Великое существо. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315
5.2.3. Великий практик добродетели . . . . . . . . . . . . . . . . . 317
5.2.4. Великий блюститель порядка . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321
5.2.5. Великий йогин. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322Шестой смысл: восемнадцать обетов тренировки ума . . . . . . . 322
Тренируйтесь в трех основных положениях . . . . . . . . . . . . . . 322
6.1. Не поступайте вопреки тренировке ума . . . . . . . . . . . . . 322
6.2. Не срубайте деревья, в которых обитают духи . . . . . . . 323
6.3. Ваш лоджонг не должен быть предвзятым . . . . . . . . . . . 324
6.4. Измените свое мышление, но сохраняйте внешний
вид прежним. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 324
6.5. Не говорите о несовершенствах других . . . . . . . . . . . . . 327
6.6. Не вмешивайтесь в чужие дела . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328
6.7. Направляйте усилия прежде всего на борьбу со своей
основной негативной эмоцией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328
6.8. Откажитесь от любого ожидания награды . . . . . . . . . . . 328
6.9. Избегайте ядовитой пищи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 329
6.10. Не будьте лояльны или упорны там, где это
неуместно . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 329
6.11. Не злословьте. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 329
6.12. Не устраивайте засаду . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 330
6.13. Не бейте по слабому месту . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 330
6.14. Не перекладывайте лошадиную ношу на пони . . . . . . 331
6.15. Не оскорбляйте практику . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 331
6.16. Не пытайтесь обогнать всех на гонках. . . . . . . . . . . . . . 332
6.17. Не превращайте богов в демонов . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332
6.18. Не считайте несчастье других средством к достиже-
нию собственного счастья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 334
Советы по практике лоджонг в повседневной жизни . . . . . . . . 339
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 360
Пророчество о приходе Будды Майтреи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 360
Вопросы и ответы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363
Молитвенное чувство ума и сердца, изреченное словами
просьбы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 376